в поисковых экспедициях с 1995 года гвардейская лента
avia.karelfront.ru


Дополнение от 20.05.2016

ПО АвиаПоиск

Ил-2

С В О Д Н А Я  И Н Ф О Р М А Ц И Я

10/07/44
Самолет: Ил-2 № 1879859, двигатель Ам-38ф № 244671
668 Штурмовой авиаполк, 7 Воздушной армии

Состав экипажа:
Пилот: БЕЗДЕТКО ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - мл.лейтенант
Стрелок: КОПЫТОВ АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ - сержант

При атаки цели на втором заходе при выходе из пикирования на высоте 400 м самолет был сбит прямым попаданием ЗА, самолет резко развернулся влево и в перевернутом состоянии врезался в землю.
Самолет и экипаж погибли
ЦАМО, фонд 16 ГИАД, опись 2, дело 3, лист 34.

Аэродром базирования: г. Сегежа, Карело-Финская ССР
Подчинение: Штаб 7 ВА, г. Беломорск Причина гибели: Сбит зенитной артиллерией противника 10 июля 1944 г., в районе д. Поросозеро, Петровский р-н Карело-Финской ССР (сейчас Суоярвский район, РК)

БЕЗДЕТКО ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
младший лейтенант, старший летчик 668 ШАП
1922 г.р.
место рождения: Алтайский край, Ключевский р-н, Златополинский с/с, с. Волки
в РККА с 1940 года
Место призыва: 1940, Славгородский РВК, Алтайский край, Славгородский р-н
Отец: Бездетко Владимир Моисеевич
Дата гибели: 10 июля 1944
Место выбытия: Не определено

Награды:

Орден Красной Звезды
[ Приказ №: 8 от: 06.07.1944 Издан: 1 гв. сад Карельского фронта / Архив: ЦАМО/ фонд: 33/ опись: 690155/ ед.хранения: 6143/ № записи: 45878368 ]
КОПЫТОВ АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ
сержант
1922 г.р.
место рождения: Карелия, Заонежский р-н.
Место призыва: Медвежьегорским РВК
Отец:
Дата гибели: 10 июля 1944
Место выбытия: Не определено

Награды:

медаль "За боевые заслуги"
Дата подвига: 17.04.1943
[ Приказ №: 2 от: 17.04.1943 Издан: 668 нббап 260 сад 7 ВА Карельского фронта / Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 682526 № записи: 16352598 ]


Журнал боевых действий 668 ШАП 7ВА

668 ШАП 10.07.44 г. 13.51-15.25.
Шесть Ил-2, ведущий ст. лейтенант ВОЛИВАЧ в сопровождении четырех Аэрокобра 20 ГИАП бомбардировали и штурмовали артиллерию противника на ОП, кв. 5286, подавляли зенитные орудия в районе Поросозеро и штурмовали живую силу противника по дороге от Поросозеро на юго-запад.
Бомбы сброшены с крутого планирования под углом 30-35 градусов с высоты 600-700 м. Штурмовка РС, пушечно-пулеметным огнем с высоты 300 м до бреющего, четырьмя заходами шестерки в кругу. Наведение на цель производилось рацией наземного командования.

[...] Ил-2, летчик БЕЗДЕТКО, воздушный стрелок сержант КОПЫТОВ
при атаке цели на втором заходе на выходе из пикирования на высоте 400 м самолет был сбит прямым попаданием ЗА, самолет резко развернулся влево и в перевернутом положении врезался в землю. Самолет и экипаж погибли.
Причина: исключительно сильный зенитный огонь противника, большая насыщенность цели средствами ПВО.


["Журнал боевых и не боевых потерь 1 ГВ.САД", фонд 16 ГИАД; "Журнал боевых действий 1 ГВ.САД", фонд 16 ГИАД;]

Останки бронекорпуса Ил-2 под СовдозеромФрагмент кабины самолета с номером 9859

Самолет был найден ПО АвиаПоиск в 1995 году в 5 километрах от д. Совдозеро. По ряду причин (в том числе по архивным данным) этот борт считался "севшим на вынужденную" 10 июля 1944 года пилотом 668 штурмового полка Сафроновым М.Д.
Самолет был подбит огнем МЗА во время атаки укрепрайона финнов, высота 189.3 в районе Поросозера и Валазмы.
Вероятнее всего, двигатель и другие крупные фрагменты фюзеляжа вывезли еще в 50-х годах, рядом находился временный поселок лесозаготовителей. Все номерные детали были утрачены.

Только случайно в 2015 году, благодаря участникам нашего отряда из Поросозеро, была обнаружена часть кабины этого самолета с написанным по трафарету номером машины.

Самолет Ил-2, который по официальным данным считался упавшим около п.Поросозеро, нашелся совсем в другом месте, почти в 20 километрах восточнее.

Место захоронения экипажа нам еще предстоит выяснить...