в поисковых экспедициях с 1995 года гвардейская лента
avia.karelfront.ru


Алексей Дмитренок

Выполненные проекты

(1991 - 1999)

Ме-109

Обнаружил я Me-109 E-7 посередине огромного болота, севернее Кестеньги, лежал он себе спокойно затопленный в болоте, с оторванной хвостовой балкой по самую ручку управления.

Как-то зимой, году в 89-м, к этому болоту подошли Кестеньгские мужики с шведскими бензопилами на онежских трелевочниках, вот этим-то трактором и поездили по самолету, оторвав все, что торчало из снега.


Вытаскивал просто, - высадил команду, его обкoпали, расшевелили, подложили доски, затем прилетел вертолет и с трудом, с раскачкой дернул его. Положили мы его на охраняемой территории воинской части, не успели отцепить вертолет как куда-то исчезла крыльевая пушка с боекомплектом. Правда, нашлась она быстро - на третий день, видимо бойцы не смогли побороть электромеханизм этого монстра.

Где этот самолет сейчас и кто на нем летал в войну я не знаю.

А вот судьба другого Ме-109 F видимо известна.

Возможно именно этот самолет послужил основой для восстановления Ме-109 F4 из II JG 54, который сейчас находится в Канаде. Останки его лежали к югу от Кестеньги на сухом болоте, кверху брюхом, растопырив стойки шасси, двигатель валялся рядом. Но видимая простота эвакуации сыграла злую шутку: после взлета Ми-8 (командир Усенко) на высоте 300 метров оборвался и рухнул в болото двигатель. Наш вертолет от катастрофы спасло хладнокровие командира и то, что трос от сорвавшегося мотора ударил по "Мессеру". Так из-за моей ошибки был похоронен в лоухских болотах достаточно неплохой немецкий движок, о котором напоминает лишь метка на карте.

На останках фюзеляжа, на правом борту, была нанесена эмблема - II/JG54. Как оказался этот самолет так далеко на севере, для меня до сих пор загадка.







Фото восстановленных самолетов - Mark Sheppard