в поисковых экспедициях с 1995 года гвардейская лента
avia.karelfront.ru


Алексей Дмитренок

Выполненные проекты

(1991 - 1999)

История поиска "BW-372"

После того, как, в конце 90-го, я получил от директора финского авиамузея Hanu Valtonen список потерь авиации Финляндии во время Второй Мировой войны, мое внимание привлекли несколько самолетов, упавших в недоступных местах Карелии. На их поиск я и ориентировал свои усилия в процессе работы ТОО “Авиа”.

В результате было найдено несколько машин, среди них:
  • “MS-301”, пилот Myllyla
  • “FK-112” , пилот Kotsalo
  • “FK-109” , пилот Salo
и другие в меньшей сохранности.

В 91-м я встретился с любителем авиации Osmo Sintonen и благодаря нему моя поисковая деятельность оживилась.

Я познакомился с ветеранами Финских ВВС, среди которых был и его командир Vaino Pokela. Именно Vaino приехав в Карелию, попросил меня показать ему места его боевой молодости.

С ним и с Osmo мы объехали всю Карелию до Ухты(Калевала) включительно, посетили массу аэродромов времен войны и несколько мест сбитых финских самолетов.

Попытались определить место, где совершил вынужденную посадку в 1942 году Pekuri на своем горящем Brewster, но лишь смогли сoориентироваться с точкой, где Pekuri пересек весьма условную линию фронта, и где Pokela встретил на машине своего друга.

Поиски “BW-372” стали давать весьма ощутимые результаты.

Будучи в конце 94-го года с визитом в Финляндии я получил возможность поработать в архивах ВВС Финляндии и лично побеседовать с Lauri Pekuri, в результате чего удалось ограничить район поиска самолета до квадрата размером 8 на 4 км и было получено очень точное описание самого озера, в котором находился самолет.

95-й год в какой-то мере стал переломным. Москва окончательно прекратила финансирование поисковых работ фирмы “Авиа” и директор, переименовав фирму, занялся “туризмом”- стал торговать путевками в Арабские эмираты.

Бывшие соратники не преминули тут же заполнить пустующую нишу и сразу вывезли несколько “американцев” осмотренных мною ранее. В январе я вынужден был уйти из учредителей и вернулся к старому занятию - в свободное от основной работы время занимался поиском.

И не безрезультатно. В 95-м и 96-м при непосредственном участии Sintonen и Pokela я провел дальнейшие поиски “Brewster” и других любопытных финских самолетов, в результате чего было обнаружено несколько штук MS-406, Fokker D-XXI, Blenheim и другие. Что касается Brewster “BW-372” ,было сделано все, что в наших силах, вплоть до видео съемки с воздуха отобранных четырех озер.

И вот в августе 97-го мы вместе с Osmo наконец-то стоим на берегу того самого озера и слушаем рассказ Lauriо том, как он плыл вдоль вот той скалы, куда выбрался, где присел, чтобы перевести дух и сориентироваться, куда пошел дальше.

Оставалось добыть вещественные доказательства того, что на пятнадцати метровой глубине лежит именно этот самолет. Естественно была еще одна огромная проблема - найти фирму, желающую и cпособную восстановить самолет. Но ком был стронут - и лавина сошла. Все те же бывшие “товарищи по оружию” смогли найти инвесторов и зимой провели доработку на озере и подняли “вещь доки”, а затем, уже в августе, и сам самолет...

Фото МВД Карелии

Фото МВД Карелии